Успешный человек успешен во всем – героиня нашего интервью полное тому подтверждение: заслуженная артистка России, директор ГБУ ДО МКСШОР «Север», кандидат педагогических наук, балерина, актриса, педагог, автор уникальной методики «Школа движений для сложнокоординационных видов спорта» – Инна Гинкевич.
Инна Владимировна — уникальная женщина-лидер, которая своим личным примером продемонстрировала, что после завершения активной творческой карьеры можно стать квалифицированным руководителем. В профессиональном багаже Инны Гинкевич огромный и разноплановый классический репертуар в Большом театре, Мариинском театре, Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Приморской сцене Мариинского театра г. Владивостока (сегодня филиал Мариинского театра) и других лучших сценах мира. В Департаменте спорта города Москвы ей доверяют самые тяжелые задачи, с которыми Инна Гинкевич великолепно справляется: Инну Владимировну ценят руководители, уважают коллеги, ей восхищаются, на нее равняются.
Мы встретились с Инной Гинкевич накануне ее дня рождения – поговорили об итогах личного и профессионального года, о том, как справляться со сложностями, возникающими в жизни и творчестве, и продолжать следовать по выбранному жизненному курсу, успешно реализовывая поставленные цели и задачи.
– Мы встречаемся в преддверии вашего дня рождения. На пороге нового года жизни принято подводить итоги – поделитесь итогами личного года и главными результатами в Комплексной школе олимпийского резерва «Север» Департамента спорта города Москвы, которой вы руководите.
– Я подвожу итоги не года, а каждого прожитого дня: это является лейтмотивом моего продвижения вперед и как профессионала, и как личности. Этот год был очень плодотворным: мы максимально достойно закончили крупную реорганизацию, следующим этапом стало получение лицензии на образовательную деятельность на все 17 объектов. Гордимся тем, что никого не подвели и успешно реализовали все поставленные задачи. Не зря у меня папа – архитектор, за этот год мне пришлось много работать в тандеме с компанией, которая занимается в нашем департаменте строительством и ремонтом, согласовывать все архитектурные проекты и контролировать их реализацию. Также у нас на данный момент в ремонте многофункциональное здание на Икшинской ( спортивный комплекс «Икшинский»). «Вишенкой на торте» стало здание, который мы сдали перед Новым годом, – на Яблочкова, дом 3. Это историческое место единоборств и художественной гимнастики в Москве, сейчас в этом здании появилась возможность развивать новые виды спорта и привлекать к занятиям все больше жителей района Дмитровский. Кроме того, это будет центральный офис нашей школы, где будет базироваться вся администрация.
За этот год в нашем профессиональном арсенале много спортивных достижений – у нас 21 вид спорта, в каждом из которых было много успехов на разнообразных соревнованиях. Сейчас предстоит Летняя спартакиада, к которой мы активно готовимся. Особо хотелось бы отметить успехи отделений, которые мы начинали с нуля и буквально вырастили их, как пример – отделение рок-н-ролла, которое мы передаем в «Московскую Академию танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла». Было проведено много фестивалей, конкурсов, в которых я участвовала и как член жюри. На работе в этом году я находилась даже не 12 часов, а больше. Не зря говорится, что у директора ненормированный рабочий день и практически нет выходных. В мае я первый раз за год позволила себе отпуск на несколько дней. Год был плодотворный, тяжелый, но интересный, и мне очень нравится эта активность: когда нет задач, то становится скучно и неинтересно.

– Какие образовательные интенсивы запланированы на лето?
– Два года назад мы ввели практику на базе нашей школы проводить интенсивы по художественной гимнастике, плаванию, единоборствам, балету и хореографии, ведь сложнокоординационным видам спорта нужна одна и та же база общей физической подготовки. Летние каникулы – время расслабления, многие выходят из формы, а потом ее крайне тяжело возвращать. Поэтому в июне-июле-августе мы будем третий год подряд проводить такие летние сборы дневного пребывания. Это дневной интенсив: с 9 утра до 19 вечера. Программа включает в себя все виды подготовки, включая плавание и аквааэробику, которые улучшают данные и наращивают определенные группы мышц. В воде сбрасывается лишний вес, гармонизируются фигуры, нарабатывается выносливость.
В рамках интенсивов проводятся специально подготовленные уроки по моей авторской методике «Школа движений», которая уже не первый год показывает высокие результаты. Кроме того, в программе предусмотрены мастер-классы звезд художественной гимнастики, спортивных звезд, известных мастеров сцены балета. Все летом отдыхают, а мы плодотворно и продуктивно работаем! Наши интенсивы открыты не только для учеников нашей школы, но и для всех желающих. Мне неоднократно говорили, что нецелесообразно делиться своими наработками и секретами мастерства, а я считаю, что, наоборот, необходимо делиться своими достижениями и открытиями, ведь это является катализатором для прогресса.
– Ваша работоспособность и мотивация по-настоящему вдохновляют и восхищают. Почему после окончания активной балетной карьеры вы решили уйти в такую непростую и энергозатратную область, как образование? Что стало катализатором для этого?
– Наступил момент, когда пора было завершать активную балетную карьеру и определяться: чем я хочу заниматься в дальнейшем? Как раз в тот момент Сергей Юрьевич Филин ушел из Театра Станиславского и Немировича-Данченко, его назначили художественным руководителем в Большой театр, с новым художественным руководителем я не нашла общих точек взаимопонимания. Большое спасибо Алексею Олеговичу Воробьёву, который в то время был руководителем Департамента спорта Москвы. Мы с ним никогда не обсуждали мою дальнейшую карьеру, но, когда в диалоге зашла речь о том, что я планирую уйти из театра, он, зная весь мой карьерный опыт на протяжении 25 лет, сказал, что в департаменте большой пробел в сложнокоординационных видах спорта, и предложил мне возглавить это направление. Я согласилась. Приступив к работе, я начала искать учебно-методические материалы для сложнокоординационных видов спорта, их фактически не было. Это стало толчком для того, что я начала работать над своей методикой, так родилась моя «Школа движений» – для сложнокоординационных видов спорта на всех этапах спортивной подготовки. Я выпустила 5 книг, провела по ним курсы повышения квалификации для всех хореографов департамента, провела большую работу по выкристаллизовыванию кадров, которые работали в департаменте. И только через два года мне предложили стать директором 25-й школы олимпийского резерва. В дальнейшем огромное спасибо сегодняшнему руководителю Департамента спорта города Москвы, Кондаранцеву Алексею Александровичу, который доверил мне пилотный проект реорганизации, укрупнения. Он поверил в меня, увидел во мне потенциал достойного руководителя. Балерины очень самокритичны: в балете крайне редко встречается, когда тебе дают возможность самореализации. Когда в тебя верят, это окрыляет и мотивирует. Большое спасибо моему сегодняшнему руководителю, что он дал мне возможность реализоваться в таком крупном проекте реорганизации. На сегодняшний день я руковожу школой, в которой обучаются более 5000 спортсменов. Весь север Москвы территориально охватывают наши школы, которые на данный момент насчитывают 17 зданий.
– Вы неоднократно говорили, что с детства сталкивались с завистью и интригами. Завидуют лучшим. Буллинг был и остается очень серьезной проблемой. И, увы, мы знаем немало примеров, когда ранимых людей травля сломала. У детей психика особенно подвижна. На ваш взгляд, можно ли выработать иммунитет: как не реагировать на интриги и не вестись на провокации? Какие советы вы можете дать людям, которые сталкиваются с буллингом, с интригами?
– В балете всегда была жесткая конкуренция за право быть лучшим. Тем более это очень субъективный вид: технически можно всё выполнять, но есть нюансы, к которым всегда можно придраться. Балет воспитывает характер: диплом получают только те, кто не обращает внимания на интриги, кто идет к своей цели, очень любит свое дело, свою профессию. Везде, где ставки высоки, есть конкуренция. Слава Богу, меня жизнь не сломала, а только закалила. Именно поэтому я являюсь хорошим руководителем, так как тонко понимаю человеческие взаимоотношения и умею на ранней стадии купировать проблемы, возникающие из-за каких-то интриг, которые есть в любом коллективе.
– Сейчас наши спортсмены находятся в очень сложных обстоятельствах. Как их мотивировать, чтобы они не теряли стимул и настрой?
– Стимул и настрой нельзя терять никогда: это касается не только спорта. Я думаю, что в связи с проблемами, которые сегодня есть на политической арене, в спорте остаются только те, кто действительно любит свое дело, кто высокий профессионал, который не позволит себе сойти с дистанции. Такой человек будет стремиться к своим целям и добиваться новых результатов.

– Проведем мостик из настоящего в прошлое и вернемся к истокам: сейчас вы сами педагог и воспитываете молодое поколение. Расскажите о тех, у кого учились вы.
– «Учитель продолжается в своем ученике», – я благодарна своим педагогам, которые работали со мной в Академии Вагановой, в Большом театре, Театре Станиславского и Немировича-Данченко. В младших классах училища со мной занималась Галина Петровна Новицкая, известный педагог, которая специализировалась именно на базе младших классов, на том, что сейчас, к сожалению, ушло. Педагоги, которые специализируются на подготовке маленьких детей, не просто нужны, а необходимы: это самая сложная, тяжелая, неблагодарная работа, но именно она дает ту платформу, на которой наращивается «ожерелье мастерства». Галина Петровна занималась не только со мной, но и с Ульяной Лопаткиной, Аллой Сигаловой. Нам очень повезло. Об этом педагоге я всегда вспоминаю в первую очередь. Дальше я окончила класс народной артистки СССР Инны Борисовны Зубковской, звезды советского балета, музы Юрия Григоровича. Моим художественным руководителем был народной артист СССР Константин Михайлович Сергеев, его супруга, народная артистка СССР Наталья Михайловна Дудинская, которая вела весь репертуар, репетировала со мной отдельно. Наталья Михайловна делала на меня свою ставку, она даже просила меня остаться на год усовершенствования, чтобы попасть на выпуск к ней и выпускаться вместе с Ульяной Лопаткиной в одном классе. Но я уехала в Москву, о чем ни разу в жизни не пожалела. В Мариинском театре я репетировала с народной артисткой СССР Натальей Дмитриевной Большаковой, народным артистом СССР Вадимом Николаевичем Гуляевым, народным артистом СССР Маратом Фуатовичем Даукаевым.
Я застала ведущих педагогов, звезд Большого театра и Театра Станиславского, не буду их всех перечислять, но каждый из них внес большой вклад в мое развитие. Нашему поколению несказанно повезло с педагогической основой – мы учились у плеяды лучших, у нас была правильная школа, которая позволила избежать многих травм. Это школу я трансформировала и адаптировала в своей методике для сложнокоординационных видов спорта «Школа движений», которая готовит тело для правильного выполнения сложнейших элементов и технических движений.
Я убеждена, что хороший педагог даже самых сложных учеников может привести к достойным результатам. Например, я взяла, как хореограф, формейшн девушки по рок-н-роллу и вывела его на очень хороший уровень. Моя работа была большой помощью тренерам этой команды. Хотя изначально исходные данные у девочек моей группы были, мягко сказать, средние. Понимаю, что мало кто может так подавать материал, как я и те хореографы, которые со мной работают, поэтому считаю необходимым передавать наш опыт следующим поколениям.
– После окончания хореографического училища им. А. Я. Вагановой (ныне – Академия) вы не остались в Мариинском театре (куда вас звали), а поехали в Москву. В те времена не было практики, чтобы приглашали балерину из Петербурга в Москву. Как получилось, что вам выпала эта честь и ответственность?
– Меня очень любил Константин Михайлович Сергеев. К сожалению, из-за травмы я не смогла поехать с училищем на гастроли в Америку. По возвращении училища в Петербург Юрий Николаевич Григорович сказал моему педагогу, Инне Борисовне Зубковской, что он собирает лучших учениц выпуска 1990 года со всей страны в свою личную студию в Большом театре. Он хотел, чтобы спектакли по всему миру представляла эксклюзивно его труппа. Инна Борисовна рекомендовала меня как лучшую на своем выпуске. Юрий Николаевич пригласил меня и моего будущего мужа Андрея Плеханова, мы поженились и уехали в Москву. Я с детства хорошо знала «нутро» Мариинского театра, в котором на тот момент очень мощное влияние имело «искусство интриги». По политическим моментам мне не хотелось там работать: Москва для меня была яснее, проще, понятнее. Москва мне всегда нравилась как город, это мой любимый город, со второго курса я хотела там жить и работать. Да, в тот момент это было эксклюзивом: до меня очень мало балерин уезжало из Петербурга в Москву, было четкое разделение Мариинского и Большого театра, а спустя несколько лет это стало стандартной практикой. Сейчас с приходом Валерия Гергиева эта стена окончательно рухнула: в Петербурге состоялись гастроли, в которых совместно участвовали артисты Большого и Мариинского театра. Это знаковый и даже эпохальный политический момент, который практически разрушил «Берлинскую стену» между театрами.
– Привилегированная труппа «Студия Юрия Николаевича Григоровича» в Большом театре называлась на Западе «Бриллиантовые танцовщики Большого театра». Можно ли назвать это время «Малахитовой шкатулкой» открытий и достижений?
– Работа с великим Юрием Григоровичем и возможность танцевать в его спектаклях давала не только колоссальный творческий опыт, но и уникальную возможность посмотреть мир и полную финансовую независимость. С училищем, как лучшая ученица, я много ездила на гастроли, но с Большим театром я расширила свой мировой кругозор – мы выступали на ведущих сценах мира. Этот период оставил в памяти и сердце самые приятные воспоминания. Меня всегда привлекала самостоятельность. Хотя я выросла в обеспеченной семье, всегда стремилась зарабатывать деньги сама, это передалось по наследству моей дочери, которая с 18 лет сама себя обеспечивает и ни копейки у меня не берет. В тот момент у нас была зарплата 450 рублей, хотя максимальной считалась 120. Безусловно, это позитивный бонус к творчеству.
– Балет – это навсегда. В творческом багаже прима-балерины Инны Гинкевич – ведущие партии в самых престижных театрах России. Невозможно в рамках одного диалога вспомнить все ваши роли, ведь каждая была значимой. Постарайтесь, пожалуйста, назвать три постановки, которые стали особенно знаковыми в вашей балетной карьере.
– Я настолько люблю танцевать, что, безусловно, это мое призвание. Если бы сейчас не было столько педагогической и административной работы, я наверняка вошла бы в форму и выходила на сцену. Когда подавали документы на звание заслуженной артистки России, там было прописано 40 партий, и каждая из них для меня по-своему дорога. Я любила танцевать не только первые ведущие партии, но и никогда не отказывалась от небольших сольных партий: в каждую вносила не только мастерство, но и свою энергию и индивидуальность. Более двадцати лет я дружила с выдающимся режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, он мне всегда говорил, что «ты умираешь на сцене по-настоящему». Я актерски проживала каждый свой образ, мне он был интересен, это наложило отпечаток, что на определенном жизненном этапе я стала сниматься в кино, где тоже никогда не отказывалась от небольших ролей. Мне много предлагали главные роли, но из-за занятости в театре у меня не было возможности выделять на съемки 2 – 3 месяца: я бы вышла из формы. Я бралась за те роли, для которых в графике нужно было выделить 10 – 15 дней. Мне всегда было очень интересно воплотить характер предложенного мне персонажа. Я играла не только близких мне аристократичных дам, но и женщин разных профессий – бухгалтер, налоговый инспектор. В этих небольших ролях я искала характер. Поэтому я не могу выделить несколько любимых партий: каждая дорога по-своему. Особенно отмечу «Призрачный бал», балет, поставленный Дмитрием Брянцевым на музыку Шопена, с которым мы объездили весь мир. Слава Богу, сейчас его восстановили и он идет на сцене Театра Станиславского, этот балет – визитная карточка театра. Также очень хотелось бы отметить партию Купавы в балете «Снегурочка». В этом произведении одно из самых сложных адажио, которые существуют в классическом балете, – оно длится 13 минут!
Конечно, нельзя не сказать о Лизе в «Тщетной предосторожности». Перечислять знакомые и значимые партии можно бесконечно. Персонально выделю свой, так скажем, финальный выход: завершив активную балетную карьеру, работая в сфере Москомспорта, в 42 года я вернулась на сцену в качестве приглашенной балерины Приморского театра оперы и балета в городе Владивостоке. Художественный руководитель театра народный артист Татарстана Айдар Ахметов мне предложил станцевать главную партию в балете «Четырнадцатая симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича. На тот момент я несколько месяцев уже не занималась балетом и набрала 10 килограмм. За две недели я похудела и влилась в очень интересный проект. Я воплощала Смерть, это была очень интересная роль и неимоверный успех.
– Ваша дочка, Анита Пудикова, артистка балета Большого театра, параллельно она успевает сниматься в кино и занимается другими проектами. Расскажите о ней.
– Анита сейчас очень много работает – она выбрала себе несколько направлений, в которых активно и успешно развивается! Одно из них – создание и организация мероприятий. За последние два года она срежиссировала несколько крупных спортивных фестивалей, снялась в полнометражном фильме в одной из главных ролей и стала одной из звезд популярной компьютерной игры – Atomic Heart. Кроме того, она амбассадор ювелирной фирмы. А еще вошла в список Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет»!
– Как планируете провести отпуск?
– Отпуск нам только снится. Лето планируется очень активным в рабочем плане. Пока есть работа – надо работать, отдыхать я не умею. Надеюсь в конце июля съездить ненадолго к родителям: мы редко видимся, поэтому свободные минутки стараюсь проводить рядом с ними.
Владимир Сабадаш, Юлия Бурулева.
Фотографии из личного архива Инны Гинкевич
Источник: Московская правда